Краткая историческая справка по Республике Южная Осетия

18 мая 2007, Версия для печати, 11838 просмотров
Краткая историческая справка по Республике Южная Осетия

Республика Южная Осетия - государство на южных склонах центральной части Большого Кавказа. Территория Южной Осетии составляет 3, 9 тыс.км.2, а население по переписи 1989 года - 99 тыс. человек. Около 68% населения составляют осетины. Официальные языки - осетинский, русский. Верующие - преимущественно православные христиане, а также протестанты и иудаисты.
Столица Южной Осетии - г. Цхинвал. Городское население составляет 51%. В составе Республики 4 района - Джавский, Цхинвальский, Знаурский, Ленингорский.

Глава Государства - Президент.

Высший законодательный орган - Парламент.
Конституция Республики Южная Осетия принята на референдуме 8 апреля 2001 года.
Сегодня Республика де-факто более 13 лет является независимым государством и находится в процессе неурегулированного конфликта с Грузией. С 1994 года идет переговорный процесс, в четырехстороннем формате, где наряду с югоосетинской и грузинской сторонами, участвуют также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).


Большую часть территории Южной Осетии занимают горы - отроги Главного Кавказского Хребта, 90% из них расположено на абсолютной высоте более 100 метров. Климат умеренный, средняя температура января от -20 до -70 С, августа - +21 -240 С. В год выпадает от 500 до 1000 мм. осадков.
Территория Южной Осетии исключительно богата рудными (металлургическими) и нерудными месторождениями, значительны гидроресурсы (реки, озера, многочисленные минеральные источники). Велик рекриакционный потенциал, значительная часть территории покрыта хвойно-лиственными лесными массивами. В зависимости от вертикальной зональности меняется тип почвенного покрова, от черноземных и перегнойно-карбонатных почв предгорной зоны до горнолуговых почв высокогорья.
Промышленность Южной Осетии представлена предприятиями машиностроения, деревообработки, горной добычи, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности.
В сельском хозяйстве превалирует животноводство, отгонное овцеводство, развито садоводство и виноградарство.

Осетины - прямые потомки индоевропейских скифо-сармато-аланских племен. Индоевропейская языковая традиция на центральном Кавказе существовала на протяжении тысячелетий и ныне продолжается ее носителями.
О древности и длительности проживания скифских племен на центральном Кавказе свидетельствует богатейшие археологические материалы. Письменные источники (греческие, латинские, арабские, древнеармянские, древнегрузинские) также подтверждают наличие скифо-язычных предков осетин на южных склонах Центрального Кавказа.

Этот бесспорный для исследователей факт столь очевиден, что вошел в учебники соседних народов. Так, в изданном в 1912 году в грузинском учебнике «Бенубис кари», в разделе «Соседние народы» указанно: «Осетины - народ горский. Они занимают центральную часть кавказского хребта от Хевсуретии до Сванетии. Одни из них живут по ту сторону хребта, на северных склонах. Другие на южных склонах. Исходя из этого Осетия поделена на Северную и Южную».
Об автохтонности осетин в Южной Осетии говорит этнографический материал и топонимика края. Большинство названий на территории Южной Осетии имеют осетинское происхождение. Убеждают в этом и существование диалектические различия между северными и южными наречиями осетинского языка. Архаизмы осетинского языка доказывают, что южная ветвь осетинского народа формировалась в течение многих веков именно на территории Южной Осетии и примыкающих к ней с юга и востока районах компактного расселения осетин.
Следует отметить, что территория Южной Осетии значительно превосходила нынешние границы. С древности и вплоть до присоединения к России Осетия представляла собой единое этническое и политическое образование. Сами осетины никогда не знали деления на северных и южных. Названия их субэтнических образований восходят к ущельям, в которых они проживали, или к диалектам языка.

С 17 века с повышением роли России на Кавказе отчетливо проявилось стремление к сближению к ней христианских народов, в частности, осетин и грузин. Различные осетинские общества не раз обращались к России с просьбой принять их под свое покровительство. В 1749-1752 гг. в Петербурге с этой целью находилось осетинское посольство, состоявшее из знатных людей, и, прежде всего из выходцев с юга.
После победоносно завершения русско-турецкой войны, в 1774 году по Кючук - Кайнарджийскому миру Осетия вошла в состав России.
В 1918 году в условиях Гражданской войны народ южной Осетии заявил, что он остается в составе России, тогда как Грузия объявила о создании независимого государства.

В ответ на это, созданная в том же году Грузинская Демократическая Республика воспользовавшись сложной обстановкой того времени, впервые аннексировала территорию Южной Осетии. Попытка Тбилиси установить свою власть над Южной Осетией уже тогда была расценена как акт агрессии.
В мае 1920 года в Меморандуме трудовой Южной Осетии было заявлено:
1.Южная Осетия - неотъемлемая часть Северной Осетии.
2.Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании непосредственно.
3.Опосредственного вхождения в Советскую Россию через Грузинскую или иную республику, хотя бы и советскую, ни под каким видом не допустим. Последний пункт примечателен тем, что в основе конфликта лежали не идеологические расхождения, а фундаментальная причина - нежелание разрыва исторических связей с Россией.
Договор от 7 мая 1920 года между Россией и Грузией признал для всех народов бывшего кавказского наместничества право на самоопределение, вплоть до образования самостоятельно государства.

Во время Советского Союза осетинский народ был искусственно разделен на две части. С 1922 года, одна часть осетинского народа (Южная Осетия), как автономное образование была в составе Грузинской ССР, а другая часть (Северная Осетия) в составе России.

С 1988 г. в Грузии стала проводиться политика, направленная на обеспечение приоритета грузинской нации во всех сферах общественно жизни - в политике, экономике, демографии, социальной сфере. Грузинские национальное движение, взявшее курс на выход из СССР и создание национального государства, активно и целенаправленно стали внедрять в сознание народа идеи исключительности, «богоизбраности» грузинской нации, мысли о «коренном» «некоренных» народах, о «гостях» и «оккупантах». Земля, ее богатства, вода даже воздух объявились собственностью только грузин. Активно стал пропагандироваться лозунг «Грузия - для грузин», раздавались призывы к изгнанию или огрузиниванию не грузин, ликвидации автономий, выводу советских «оккупационных» войск и т.д.

В условиях разгара антиосетинской и антиавтономной истерии в Грузии, учитывая правовую незащищенность автономной области, Чрезвычайная 12 сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области 10 ноября 1989г. преобразовала автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратилась в Верховный Совет ГССР с просьбой рассмотреть это решение. Однако Президиум Верховного Совета ГССР 16 ноября 1989 г., не соблюдая даже нормативных формальностей, отверг это решение. Более того, не сессии Верховного Совета ГССР была создана комиссия по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО, что фактически было сигналом к ликвидации автономии Южной Осетию такая позиция официальных коммунистических властей Грузии подтолкнула фашиствующих лидеров неформальных партий и движений к более решительным шагам и организации крестового похода на Цхинвал с целью проведения так называемого «мирного» митинга.

9 декабря 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет РЮО, а через два дня парламент Грузии по докладу Гамсахурдиа принял единогласно постановление об упразднении Юго-Осетинской автономной области. Сразу же начались провокации, экономическая, транспортная, информационная блокада, разрушение инфраструктур автономной области. И все же главным козырем в арсенале гамсахурдиевских властей Грузии оставалась военно-полицейская сила, перемешенная с уголовщиной.
6 января 1991 г. в 4 часа утра по сговору с руководством внутренних войск МВД СССР, находившихся в Цхинвале, около шести тысяч человек грузинских милиционеров и переодетых в униформу уголовников, выпущенных из тюрем Грузии, вошли и оккупировали большую часть Цхинвала, заняли все основные объекты жизнеобеспечения. Так началась широкомасштабная военная агрессия против Южной Осетии и осетинского народа, продолжавшаяся более полутора лет.
И только благодаря твердой позиции руководства и народов Российской Федерации и Северной Осетии и перед лицом беспримерной стойкости защитников Южной Осетии, Грузия вынуждена была прекратить агрессию. Дагомысское соглашение и ввод в Южную Осетию миротворческих сил означали прекращение кровопролития и установление относительного спокойствия и безопасности на многострадальной земле Южной Осетии.
С 1989 г. в результате грузинской агрессии в Южной Осетии погибло более 800 человек, около 1700 были ранены, пропали без вести более 100 человек; сожжено и разрушено свыше 100 осетинских деревень и сел, целые кварталы Цхинвала и поселок Знаур. Экономический ущерб составил более 43 млрд. рублей (в ценах 1992 г.). Многие тысячи жителей Южной Осетии, потеряв свои дома, стали беженцами. Война вошла во все дома Южной Осетии, не разбирая национальность их владельцев.
История повторяется. После распада в 1917 г. Российского государства, в состав которого Осетия вошла в 1774 году, Грузия пыталась утвердить свою власть в Южной Осетии. Народ же Южной Осетии твердо заявил тогда о своей воле быть с Россией. Тогда меньшевистское правительство Грузии объявили осетинских крестьян врагами Грузии и призвало свои войска стереть Южную Осетию с лица земли. В 1920г. был учинен первый геноцид осетинского народа. Более 5 тысяч человек погибло, свыше 20 тысяч человек вынуждены были переселиться в северную Осетию, где часть их умерла от эпидемий, холода, голода. Несколько десятков сел было сожжено, хозяйства осетин разорены.
В 1920 г. погрому подверглись только осетины Южной Осетии, в 1991-1992 гг. - «демократы» устроили геноцид не только народу Южной Осетии, но и осетинам по всей Грузии, где их проживало долее 100 тысяч человек. Тысячи осетин подверглись изощренным пыткам и были уничтожены, около 80 тысяч человек ограблены и изгнаны из Грузии. И единственная «вина» их была в том, что они - осетины.

ВХОЖДЕНИЕ ОСЕТИИ В СОСТАВ РОССИИ В 1774 ГОДУ

В архиве Министерства иностранных дел России сохранился фонд «Осетинские дела». Он составляет тысячи страниц, освещающих деятельность осетинского посольства в середине ХИП века в Петрограде. Сохранились и документы Первого и Второго Осетинских духовных комиссий в архивах Петербурга, Москвы, Астрахани и Тбилиси. Резиденция первой Осетинской духовной комиссии находилась в Моздоке, а второй - в Тбилиси. Они относятся к периоду 1742 - 1861 гг. В многочисленных исторических документах Осетию никто не делит на южную и северную части. В них везде речь идет об единой Осетии. Нет в этих исторических документах слова «Северная Осетия или Южная Осетия». Нет в них слов «Северо-Осетинская духовная комиссия или Юго-Осетинская духовная комиссия».

То, что Южная Осетия не входила в состав Грузии подтверждают документы Второй Осетинской духовной комиссии, центр которой находился в Тбилиси и, которая занималась распространением христианства среди всех осетин. Если бы Южная Осетия тогда входила в состав Грузии, тогда бы распространением христианства занималась православная Грузинская церковь.

Первая Осетинская духовная комиссия была организована в 1745 г. синодом и сенатом России по инициативе грузинских духовных лиц, бежавших из Грузии в 1724 году. Из Грузии в Россию ездили только через территорию Осетии. Поэтому грузинские государственные и духовные деятели были заинтересованы, чтобы осетины приняли христианскую веру и вошли в состав Российского государства. Тогда грузинам легче было бы ехать в Россию через Осетию. Организация первого осетинского посольства в Петербурге была поручена руководителю Первой Осетинской духовной комиссии архимандриту грузину - Пахомию. Он справился с этой задачей и 25 сентября 1749 года с пятью осетинами старшинами выехал из Осетии в Петроград.

Один из членов посольства Елисей Лукич Хетагуров был из села Нижнее Закка. В свое время он учился в Тбилиси. Хорошо знал, что его родственники Хетагуровы, Кесаевы и Мамиевы проживали в Нарской котловине, Цхинвале, в нынешнем Знаурском, Цхинвальском и Хашурском районах. Бывало, ночевал у них, когда ходил в Тбилиси в школу. В Петрограде, Елисей Хетагуров защищал и интересы южных осетин. В составе посольства находился Дживи Абаев из села Сба Джавского района. Руководитель осетинского посольства Зураб Елиханов тоже учился в Тбилиси. Он сопровождал грузинского царя Вахтанга VI в Россию. Нормальной работе осетинских послов в России мешали грузинские князья, претендовавшие на крестьян Южной Осетии. Но грузины сами разоблачили их, и решением сената К. Махателова и И. Пристава лишил княжеских титулов за то, что необоснованно выступали против осетинских послов. Член духовной комиссии грузин Беро российским властям сообщил, что князь Кайхосуро Махателов требовал от Пахомия, чтобы он провозгласил его главным старшиной над осетинским народом и выдал бы ему об этом свидетельство. Но Пахомий отверг требования Махателова, заявив ему, что без ведома России, он не правомочен решать этот вопрос.

Еще в 1742 году грузинские священники Иосиф и Николай из Москвы в челобитной сообщали императрице Елизавете Петровне о том, что осетины свободный народ «понеже как турки, как и персяне, никто ими не владеет». Здесь речь идет об Осетии в целом. Южная Осетия была ближе к Турции и Ирану. Николай и Иосиф были образованными людьми и хорошо знали, что южные осетины были независимы от других стран. Так как они ехали в 1724 г. в Россию через Осетию.

Грузинский игумен Христофор в декабре 1743 г. в донесении коллегии иностранных дел сообщил, что Осетия находилась под «владением грузинского царя, но в 1453 г. в связи с усилением Турции и Персии Грузия потеряла независимость, и осетины с того времени остались в своей воле».

Правительство России до организации Первой Осетинской духовной комиссии и Осетинского посольства в сороковых годах ХЧ111 века окончательно выяснило с помощью грузин, кабардинцев и своих людей то, что Осетия не входила в состав или под протекторат других стран. По этому вопросу руководитель коллегии Министерства иностранных дел Бестужев-Рюмин, 9 января 1748 го да в своем докладе о политической независимости осетин сообщил правительству России: «Осетинский народ... в Кавказских горах между обеими Кабардами в пограничности к Грузии живущий, вольной есть и ни у кого в подданстве не состоящий...» После захвата Грузии Турцией и Персией и разделение оной между ними, осетинский народ, яко вольный и никому не подлежащий, в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатных ни чего не упоминается.

В июне 1750 руководитель Осетинской духовной комиссии грузин Пахомий в Петрограде русским властям доложил что «осетины не подвластны грузинским князьям, так как последние сами находятся в зависимости от Персии и Турции». В составе осетинского посольства в Петрограде был представитель и Южной Осетии Дживи Абаев из села Сба Джавского района. В декабре 1751 года осетинских послов приняла императрица Елизавета Петровна. Послы просили присоединения Осетии к России, разрешения осетинам переселяться в низменные районы Северного Кавказа и беспошлинную торговлю с русскими городами. Последние два вопроса были решены положительно. С решением первого вопроса правительство России воздержалось, опасаясь осложнить свои отношения с Турцией и Ираном.

Собрание Сената заявило осетинским послам, чтобы они старались «других осетин склонять к российской стороне и принятию святого крещения».

В 1769 году русские войска приехали в Цхинвал. Здесь генерал Тотлебен встретился с царями Грузии Ираклием, 11 и Соломоном. Они договорились о совместных действиях против турков. В этой войне на стороне русских и грузин, участвовало много воинов из Южной Осетина. Осетины оказали большую помощь русским войскам при переходе через Крестовый перевал. В 1770 году осетины вновь обратились к русскому правительству с просьбой присоединить их к России. Тогда Россия установила военный караул в Дарьяльском ущелье в осетинском селе Цми. Таким образом Тагаурское общество вошло в состав России.

3 июня 1774 года под Моздоком турецкие войска потерпели поражение. В деревне Кючюк-Кайнарджи был подписан мирный договор между Турцией и Россией. Согласно этому договору Осетия с Кабардой вошли в состав России. В этой войне погиб цхинвалец Болатко Хетагуров.

В 1774 году правительство России поручило Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову поехать в Моздок и принимать посланников Осетии. В этом году П. Н. Кречетников принял в Моздоке осетинские делегации со всех обществ. Все они просили губернатора принять их в состав русского государства. Осетины передавали свои горные богатства России.

Весной 1775 года П. Н. Кречетников в Петрограде Екатерине II докладывал, что с присоединением Осетии к России «произойдет слава Вашего Императорского Величества по всей той стране и приманить весьма многие народы и распространить пределы».

Поиск по сайту

Кнопка сайта

Голосование

Считаете ли вы возможным повторение геноцида осетин со стороны Грузии?

 

Календарь

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930