Константин Макиев: «Грузины должны встать на колени и просить прощения у осетинского народа»
5 февраля 2010, Версия для печати, 5 062 просмотра
ИА ОСинформ продолжает публикацию серии видеосвидетельств, приуроченных к трагической дате — 90-летию начала Первого геноцида осетинского народа со стороны фашистских режимов Грузии. Константин Макиев рассказывает о дискриминационной политике грузинского правительства по отношению к осетинам во времена Советского Союза, о грабительских выходках со стороны грузинского патриарха Илиа II, а также о том, как можно нормализовать грузино-осетинские отношения.
- Родился я в Грузии. Наш район – 140 километров от Южной Осетии. В нашем районе проживали около 4000 осетин – 15 деревень. И до событий 90-х годов с грузинами проживали более или менее нормально. Но я хочу рассказать конкретно про себя. Когда я школу заканчивал, мне надо было пойти в район и взять паспорт. И когда начальник паспортного стола спросил, зачем тебе паспорт – ты родился в деревне, закончил в школу, и иди работать в деревню – я ему говорю, что я хочу поступить в институт. А он мне говорит, что с такой фамилией мне трудно будет поступить с такой фамилией – говорит, хочешь, я дам тебе паспорт, будешь Макишвили. Я говорю, а зачем мне Макишвили, я Макиев. Тогда он мне рассказал, что есть постановление правительства ограничивать въезд сельского населения в город. И я уехал, я не получил паспорт. Потом я приехал с отцом, а этот человек, чиновник, прекрасно знал моего отца, он неоднократно был у нас, пироги осетинские ел наши. И при отце в течение часа он сделал мне паспорт с фамилией Макиев.
- Какие события происходили в вашем селе? Как вы приехали в Россию?
- Наше селение Дманис – это был совхозный центр. Вокруг него ещё было 14 осетинских селений. Там вообще никаких грузин не было. Более того, я знаю от наших старших, что эти земли наши, когда переселялись, купили за золото у грузин. Это было в конце 18 века.
Когда начались события в Цхинвале, что грузины сделали – они прошлись по нашим деревням, и у тех, у кого было зарегистрировано оружие, они его отобрали. Забрали, якобы на перерегистрацию и не вернули. Мало того, вблизи нашей деревни они переселили хевсуров и сванов из горных районов, и построили им дома. И они с оружием ходили и грабили наши осетинские деревни.
Наш район находился в 140 километрах от Южной Осетии. У многих даже родственников там не было, некоторые даже в Южной Осетии не были. Но сам факт, что мы осетины, несмотря на то, где мы проживали, в Осетии или в Грузии, их очень раздражал. И, когда на Цхинвал пошли грузинские фашисты, то и в нашем районе начались гонения против осетин. Не просто в Южной Осетии, а по всей Грузии. По моим данным проживало где-то 180 тысяч осетин. А сейчас осталось 40-50 тысяч. Остальных они всех вытеснили. И наши дома остались ограблены. Всё, что можно было вынести – вынесли.
- После того, как фашистская машина заработала в Грузии, и начались притеснения осетин, как развивались события в вашей семье?
- Я тогда жил в Москве. И имея информацию со всех сторон, я понимал, что там невозможно уже жить, потому что грузины пойдут до конца. И мы поехали через Цхинвал домой – тогда я первый раз побывал в Южной Осетии. А отец мой был тогда управляющим совхоза. И когда я ему объяснял вечером, что надо ехать, он говорил, что никто нам не мешает. Да, приходят какие-то сволочи, но никто мне не поверил. Мы же наивные, до конца не можем понять иногда. Он незадолго до этого построил дом. Я спрашиваю, зачем ты здесь строишь дом, тем более, что сейчас такое состояние политическое.
И потом на одной машине маленькой загрузили вещи и через Азербайджан, Дагестан поехали в Северную Осетию. Потому что все было перекрыто и грабили всех. Более того, нужен был знакомый грузин в сопровождении. И очень многие, кто уезжал их грабили и без всего отправляли.
- Сейчас кто в ваших селениях проживает?
- Никто. Пустые селения стоят. Грузины что сделали – вынудили некоторых сразу на месте продать дома за копейки под дулом автомата.
- «Копейки» - это сколько?
- Ну, если дом стоит 50 тысяч, а машина стоила шесть тысяч, то они тебе дают стоимость машины, или полстоимости машины, и говорили, что больше не получишь. Говорили, что завтра другой придет – и ты бесплатно это отдашь. Знакомые грузины говорили, что это все закупает команда грузинского патриарха Илиа II.
- Для чего им эти земли нужны?
- А ни для чего. Чтобы просто осетин там не было. И когда говорят, что Гамсахурдиа виноват, или Шеварднадзе виноват, или Саакашвили виноват, я не согласен. Народ такой. Я грузинскую школу закончил, я их знаю изнутри. Я пришёл к выводы, что у них инфекционное заболевание – Н1Ф1. Национальность номер 1 и фашизм номер 1. Каждый раз, когда у них новый президент приходит, у них начинается новая война.
- Как вы относитесь к Илиа II?
- Он сыграл огромную роль в геноциде осетин и вынужденном переселении осетин. И я, как любой осетин, уважаю тех осетин, которые к нам относятся соответственно. А те люди, какого бы они ранга не были, призывают к убийству осетин, я отношусь очень негативно. И других народностей тоже. На нашем месте, где стоит наша деревня, есть маленькое армянское кладбище. Там когда-то жили армяне. И в нашем районе жило с 50-х годов грузин было пять процентов. Остальные были осетины, армяне. Греки, русские. Потому что там были пограничные войска русских, староверов русских ещё при царе переселили. Всех, всех вытеснили, любым способом. Была у нас осетинская школа, русская школа. И в конце- 80-х-начале 90-х закрыли всё и хотели открыть грузинскую школу. Я удивляюсь, почему в Южной Осетии даже грузинские школы существуют засчет государства, и в Северной Осетии. Пускай они будут на коммерческой основе. Они сами призывают делать школы других народов на коммерческой основе. Я хочу, чтобы в Южной и Северной Осетии были русские и осетинские школы. Если грузины хотят устроить там школу – пусть платят деньги. Но почему осетинский народ должен платить за грузинскую школу? Я этого не могу понять. Не секрет, что на территории Грузии есть лагеря для подготовки террористов, для переброски их в Южную, Северную Осетию, ряд других республик Северного Кавказа. Я знаю, что они не остановятся. Они за деньги, которые они получают хотят всё дестабилизировать.
- Что нужно сделать, чтобы не допустить повторения грузинской агрессии?
- Мы не должны допустить тех ошибок, которые мы допустили после 20-х и 90-х годов. Мы быстро забываем. Нам надо помнить всегда и передавать своим младшим, чтобы они помнили, что мы вытерпели от этого народа и всегда были начеку. Да, торговля будет. Но, пока они не извинятся за то, что они сделали…Они должны на колени встать и сказать, дорогие, простите нас. Если они этого не скажут, всё может повториться. После 20-х годов они это не сделали, после 90-х не сделали, после 2004 года не сделали и сейчас не сделали. А сколько нам надо жертв? Нас не так много, чтобы терять своих людей. Нам нужно жить нормально. А чтобы жить нормально, нам нужно отгородиться от них. А сейчас бессмысленно с ними разговаривать. Они сейчас разрабатывают программу, я читаю об этом на грузинских сайтах, как наладить гуманитарные отношения, не спросив нас об этом! Как это можно?
Беседовал Бетеев Юрий
- Родился я в Грузии. Наш район – 140 километров от Южной Осетии. В нашем районе проживали около 4000 осетин – 15 деревень. И до событий 90-х годов с грузинами проживали более или менее нормально. Но я хочу рассказать конкретно про себя. Когда я школу заканчивал, мне надо было пойти в район и взять паспорт. И когда начальник паспортного стола спросил, зачем тебе паспорт – ты родился в деревне, закончил в школу, и иди работать в деревню – я ему говорю, что я хочу поступить в институт. А он мне говорит, что с такой фамилией мне трудно будет поступить с такой фамилией – говорит, хочешь, я дам тебе паспорт, будешь Макишвили. Я говорю, а зачем мне Макишвили, я Макиев. Тогда он мне рассказал, что есть постановление правительства ограничивать въезд сельского населения в город. И я уехал, я не получил паспорт. Потом я приехал с отцом, а этот человек, чиновник, прекрасно знал моего отца, он неоднократно был у нас, пироги осетинские ел наши. И при отце в течение часа он сделал мне паспорт с фамилией Макиев.
- Какие события происходили в вашем селе? Как вы приехали в Россию?
- Наше селение Дманис – это был совхозный центр. Вокруг него ещё было 14 осетинских селений. Там вообще никаких грузин не было. Более того, я знаю от наших старших, что эти земли наши, когда переселялись, купили за золото у грузин. Это было в конце 18 века.
Когда начались события в Цхинвале, что грузины сделали – они прошлись по нашим деревням, и у тех, у кого было зарегистрировано оружие, они его отобрали. Забрали, якобы на перерегистрацию и не вернули. Мало того, вблизи нашей деревни они переселили хевсуров и сванов из горных районов, и построили им дома. И они с оружием ходили и грабили наши осетинские деревни.
Наш район находился в 140 километрах от Южной Осетии. У многих даже родственников там не было, некоторые даже в Южной Осетии не были. Но сам факт, что мы осетины, несмотря на то, где мы проживали, в Осетии или в Грузии, их очень раздражал. И, когда на Цхинвал пошли грузинские фашисты, то и в нашем районе начались гонения против осетин. Не просто в Южной Осетии, а по всей Грузии. По моим данным проживало где-то 180 тысяч осетин. А сейчас осталось 40-50 тысяч. Остальных они всех вытеснили. И наши дома остались ограблены. Всё, что можно было вынести – вынесли.
- После того, как фашистская машина заработала в Грузии, и начались притеснения осетин, как развивались события в вашей семье?
- Я тогда жил в Москве. И имея информацию со всех сторон, я понимал, что там невозможно уже жить, потому что грузины пойдут до конца. И мы поехали через Цхинвал домой – тогда я первый раз побывал в Южной Осетии. А отец мой был тогда управляющим совхоза. И когда я ему объяснял вечером, что надо ехать, он говорил, что никто нам не мешает. Да, приходят какие-то сволочи, но никто мне не поверил. Мы же наивные, до конца не можем понять иногда. Он незадолго до этого построил дом. Я спрашиваю, зачем ты здесь строишь дом, тем более, что сейчас такое состояние политическое.
И потом на одной машине маленькой загрузили вещи и через Азербайджан, Дагестан поехали в Северную Осетию. Потому что все было перекрыто и грабили всех. Более того, нужен был знакомый грузин в сопровождении. И очень многие, кто уезжал их грабили и без всего отправляли.
- Сейчас кто в ваших селениях проживает?
- Никто. Пустые селения стоят. Грузины что сделали – вынудили некоторых сразу на месте продать дома за копейки под дулом автомата.
- «Копейки» - это сколько?
- Ну, если дом стоит 50 тысяч, а машина стоила шесть тысяч, то они тебе дают стоимость машины, или полстоимости машины, и говорили, что больше не получишь. Говорили, что завтра другой придет – и ты бесплатно это отдашь. Знакомые грузины говорили, что это все закупает команда грузинского патриарха Илиа II.
- Для чего им эти земли нужны?
- А ни для чего. Чтобы просто осетин там не было. И когда говорят, что Гамсахурдиа виноват, или Шеварднадзе виноват, или Саакашвили виноват, я не согласен. Народ такой. Я грузинскую школу закончил, я их знаю изнутри. Я пришёл к выводы, что у них инфекционное заболевание – Н1Ф1. Национальность номер 1 и фашизм номер 1. Каждый раз, когда у них новый президент приходит, у них начинается новая война.
- Как вы относитесь к Илиа II?
- Он сыграл огромную роль в геноциде осетин и вынужденном переселении осетин. И я, как любой осетин, уважаю тех осетин, которые к нам относятся соответственно. А те люди, какого бы они ранга не были, призывают к убийству осетин, я отношусь очень негативно. И других народностей тоже. На нашем месте, где стоит наша деревня, есть маленькое армянское кладбище. Там когда-то жили армяне. И в нашем районе жило с 50-х годов грузин было пять процентов. Остальные были осетины, армяне. Греки, русские. Потому что там были пограничные войска русских, староверов русских ещё при царе переселили. Всех, всех вытеснили, любым способом. Была у нас осетинская школа, русская школа. И в конце- 80-х-начале 90-х закрыли всё и хотели открыть грузинскую школу. Я удивляюсь, почему в Южной Осетии даже грузинские школы существуют засчет государства, и в Северной Осетии. Пускай они будут на коммерческой основе. Они сами призывают делать школы других народов на коммерческой основе. Я хочу, чтобы в Южной и Северной Осетии были русские и осетинские школы. Если грузины хотят устроить там школу – пусть платят деньги. Но почему осетинский народ должен платить за грузинскую школу? Я этого не могу понять. Не секрет, что на территории Грузии есть лагеря для подготовки террористов, для переброски их в Южную, Северную Осетию, ряд других республик Северного Кавказа. Я знаю, что они не остановятся. Они за деньги, которые они получают хотят всё дестабилизировать.
- Что нужно сделать, чтобы не допустить повторения грузинской агрессии?
- Мы не должны допустить тех ошибок, которые мы допустили после 20-х и 90-х годов. Мы быстро забываем. Нам надо помнить всегда и передавать своим младшим, чтобы они помнили, что мы вытерпели от этого народа и всегда были начеку. Да, торговля будет. Но, пока они не извинятся за то, что они сделали…Они должны на колени встать и сказать, дорогие, простите нас. Если они этого не скажут, всё может повториться. После 20-х годов они это не сделали, после 90-х не сделали, после 2004 года не сделали и сейчас не сделали. А сколько нам надо жертв? Нас не так много, чтобы терять своих людей. Нам нужно жить нормально. А чтобы жить нормально, нам нужно отгородиться от них. А сейчас бессмысленно с ними разговаривать. Они сейчас разрабатывают программу, я читаю об этом на грузинских сайтах, как наладить гуманитарные отношения, не спросив нас об этом! Как это можно?
Беседовал Бетеев Юрий